Премьер-министр Д.Медведев выступил против действующей на сегодняшний день упрощенной схемы внесения изменений законов в РФ. Спикет СФ В.Матвиенко поддержала главу правительства и высказала мнение о необходимости ограничения количества вносимых в законодательную базу поправок.
Основным аргументом является то, что количество поправок, вносимое в НПА, только больше запутывает всех, особенно простых граждан. Качество вносимых поправок оставляет желать лучшего. Спешка при создании очередного проекта поправок, приводит к тому, что в скором времени приходится вносить новые изменения в законодательную базу.
Если рассматривать законотворческую деятельность в контексте госпрограммы НИС, то на лицо явное совершенствование системы. За период своего существования, почти 12 лет, законодательная база военной ипотеки претерпевала неоднократные изменения, становясь все более привлекательной для военнослужащих.
Из года в год участники НИС получают все больше возможностей. Если ранее контрактники имели право приобретать только вторичное жилье, то с течением времени у них появилось право на покупку квартир в новостройках, стала возможной покупка таун-хауса и дома с землей. Не так давно у семьи военнослужащих, участвующих в системе, появилось право объединять средства и покупать общую, более просторную жилплощадь.
Положительные изменения в законодательстве существенно улучшили госпрограмму НИС, но, есть и отрицательные моменты, которые требуют дальнейшего внесения поправок в законодательную базу, для ее совершенствования.
Основные моменты, требующие внесения поправок в НПА военной ипотеки:
1. Срок действия Свидетельства участника НИС на заключение договора займа для покупки жилого помещения. Данный срок следует изменить в сторону увеличения. Действующий на сегодняшний день срок, 6 месяцев с даты выписки, не всегда позволяет военнослужащему реализовать свое право. Основная проблема, это то, что участники военной ипотеки зачастую получают данное свидетельство, по истечении 2-х, а иногда и 3-х месяцев с даты его оформления.
2. Исключение перспективы появления «долговых хвостов» по военной ипотеке, появляющихся из-за недоиндексации, «заморозки» ежегодного взноса. Конечно, Правительством в 2016 году предпринята попытка нивелирования отсутствия, индексации взноса (изменен порядок учета накоплений), но этого явно не достаточно для того, чтобы полностью исправить данную ситуацию.
3. Установление «плавающей» суммы накопительного взноса. Расчет взноса целесообразно осуществлять индивидуально, с учетом количественного состава семьи военнослужащего. В данном случае военнослужащие-участники НИС, которые являются главами многодетных семей, смогут получить более внушительную помощь от государства.
4. Расчет дополнительных выплат. На сегодняшний день допы рассчитываются до 20-ки выслуги, но этого явно не достаточно. Не редко военнослужащие сталкиваются с ситуацией, когда данных средств не хватает, для полного закрытия ипотечного кредита. Например, военнослужащий, заключивший первый контракт в 20 лет, уже в 40 лет будет иметь выслугу 20-ть календарей. Кредит он получил из расчета до 45-тилетнего возраста. В период прохождения службы военный получает травму не позволяющую продолжать службу, и вынужден уйти по состоянию здоровья. И если состояние здоровья ухудшилось при выслуге 10-ть календарей, полученных допсредств, ему хватит на погашение кредита, то в случае, если выслуга уже перевалила за отметку 15-ть календарей, то допсредств явно не хватит для погашения ипотеки. И бывший участник НИС оказывается в ситуации, когда состояние здоровья подорвано, возможности хорошо зарабатывать уже нет, и уволен вроде бы по льготной статье, а непогашенный остаток по военной ипотеке в банке, еще больше омрачает ситуацию
5. Обязательное уведомление каждого военнослужащего о том, что у него наступило право на включение в реестр, под роспись. Т.е. в военных частях ответственный по НИС должен при наступлении права на добровольное включение в реестр (например, при подписании второго контракта) письменно уведомлять военнослужащего о том, что он может стать участником НИС, если напишет рапорт. Эта поправка необходима, так как военнослужащие не всегда в курсе, когда они могут включиться в систему. Поэтому нередки случаи, когда контрактники пишут рапорт на включение позже разрешенного срока, например на третьем контракте, но время уже потеряно.
6. Возможность использования материнского капитала в рамках программы военной ипотеки именно для увеличения стоимости покупки. Сегодня материнский капитал позволено использовать только для частичного досрочного погашения ранее оформленного кредита по военной ипотеке. Но даже с такой схемой его применения сегодня возникают проблемы: военнослужащие часто сталкиваются с тем, что региональные отделения Пенсионных фондов РФ не дают своего согласия на использование средств маткапитала для частичного погашения военной ипотеки. Некоторые банки также не дают своего согласия на использование средств материнского капитала для частичного досрочного погашения долговых обязательств.
Перечисленные выше изменения в гопрограмме НИС конечно не все, но именно они чаще всего демонстрируют «минусы» военной ипотеки. Именно данные вопросы «злободневны» для большинства участников программы. Внесение данных изменений в законодательную базу НИС увеличило бы «спрос» на военную ипотеку среди военнослужащих. Остается надеяться, что вопрос появления и вступления в силу новых поправок – это дело времени, и парламентарии подойдут разумно к «консервативности» изменения законодательства.